7th-Dec-2017 09:55 pm - Дмитрий Быков (радио-эфир) // "Эхо Москвы", 8 декабря 2017 года

7th-Dec-2017 09:59 am - Дмитрий Быков // "Сноб", 7 декабря 2017 года

Лоялисты сами себе противны, оппозиционеры сами себе смешны Скажу со всей прямотой: Владимир Путин — идеальный президент для России в ее нынешнем состоянии.

Путин обеспечивает стране сравнительно комфортное разложение, и за то, чтобы продлить этот комфорт, страна готова платить дорого. Собственно, ей и платить уже нечем. От нее потребовались бы слишком большие усилия, чтобы переломить тренд. Сейчас она ориентирована на деградацию, на выпихивание (слава Богу, не на физическое уничтожение) несогласных и на медленное разложение. Все другие варианты представляются ей слишком кровавыми и вдобавок хлопотными.

Когда-то я писал об аналогиях между страной в ее нынешнем состоянии и мистером Вальдемаром из рассказа Эдгара По «The Facts in the Case of Mr Valdemar». Это страшный рассказ и противный — про то, как умирающего месмеризировали, то есть загипнотизировали, и он в этом состоянии, вполне приличный с виду, пролежал 7 месяцев, хотя по всем прогнозам жить ему оставалось пару дней. Потом его решили все-таки разбудить, и случилось ужасное...

Варианты пробуждения, на мой взгляд, могут быть самые разные: скажем, в 2024 году Путин решится уйти от власти (или сделает это даже раньше), тогда в президенты может рвануть кто-нибудь из ДНР или ЛНР, у этих людей будет программа — быстро развязать локальную или глобальную войну; долго они не продержатся, но народу успеют извести много. Возможен триумф умеренных националистов (хотя умеренность никогда не длится долго) или победа умеренных системных либералов, и даже новая перестройка с гласностью, но уже, конечно, никакой эйфории и никаких надежд. Возможна гражданская война, в гибридном, фейсбучном или погромном формате. Положительного сценария я не вижу. То есть между ужасным концом и ужасом без конца мы будем снова и снова выбирать ужас, и Путин будет править пожизненно, пока разложение мистера Вальдемара не дойдет до конца и почва не даст какой-нибудь новый росток. А может, она уже и не даст никакого ростка, потому что будет отравлена. А может, от Рима опять останется небольшая Италия, в которой будет хорошая кухня, неплохое кино и плохая политика.

Все развилки пройдены. Бессмысленно реанимировать того, кто не хочет жить. Да ведь и сказано нам: если падши в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода.

6th-Dec-2017 06:44 pm - Дмитрий Быков (фотографии)

6th-Dec-2017 03:45 pm - Дмитрий Быков // "Столица", №32(194), август 1994 года

Staatsbibliothek бренд и все что с ним связано zu Berlin | Preußischer Kulturbesitz


город

Парк культуры

Ностальгическое путешествие.

Юрию Олеше приписывается острота, исходящая, по другим сведениям, от самого автора «Песни о соколе»: у нас все теперь имени Максима Горького — самолет «Максим Горький», пароход «Максим Горький», Парк культуры имени Горького и сама жизнь — максимально горькая.

Самолет «Максим Горький» разбился, родина классика давно переименована обратно в Нижний Новгород, жизнь стала не слаще, но как-то кислее — от прежней Москвы и прежней жизни остался один Парк культуры и отдыха имени Горького. Почему он получил такое название плюс к своей неудобной аббревиатуре ЦПКиО — не ясно: то ли Максим Горький, человек большой культуры, не чуждался также отдыха, то ли сам по себе здоровый и спортивный стиль этого парка как-то ассоциировался с социалистическим реализмом — как бы то ни было, самый крупный парк Москвы, впадающий в Нескучный сад, по-прежнему гордо носит все свои имена. Тем самым он напоминает о том, что жизнь у нас хоть и не мед, зато не скучная.

ЦПКиО — срез Москвы, ее годовые кольца. Все эпохи оставили здесь свои полуистершиеся следы, и поход в глубь парка — поход в глубь времени. К моменту своего создания в 1928 году этот парк был почти окраиной — за ним начинались прелестные в своей дикости Ленинские горы, и по еще чистой Москве-реке летели разноцветные лодки. Тут было много ветра, воздуха, простора. Ажурный Крымский мост поныне как-то дышит здоровьем, силой и молодостью: глянешь на него с Фрунзенской — и сердце отзывается предвкушением счастья. Возможно, это происходит потому, что для трех поколений пробег по Крымскому был связан с ожиданием входа в детский рай: тут были аттракционы, петушки на палочке, пруды, фонтаны и колесо обозрения, видное километров за десять. Летняя Москва без Парка Горького немыслима. Для всех парочек среднего достатка он служил и служит универсальным развлечением — местом, где можно поесть шашлыков, посмотреть кино под открытым небом, раскачать кабинку большого колеса при восторженном визге спутницы и до одурения целоваться в аллее, пользуясь ее сравнительным безлюдьем. По большому счету это пролетарский Версаль, и путаница его парковой архитектуры только на руку местным влюбленным, которые всегда умудряются обнаружить здесь темные уголки.

От тридцатых годов здесь осталось то лучшее, что в них было при всех мерзостях режима: дух спортивной бодрости. «Где в майках багряных и синих над веслами гнутся тела, где остроугольных косынок стрижиные рвутся крыла, — в серебряных парках культуры звенит мой ребяческий плач» — это пронзительная тоска Нонны Слепаковой, ее стихотворение «Тридцатые годы», и какая нам, москвичам, разница, что тоскует она по тогдашнему Крестовому острову: мы принимаем ее ностальгию на свой счет. Я, например, еще помню облупленных девушек с веслом, а набережная Нескучного поныне сохранила прыгунью с отбитой рукой, застывшую в вечном изгибе, как бы в ожидании пинка сзади. Тот же Нескучный сберег памятник позднего ампира — белую беседку недалеко от Ленинского проспекта, которая в лунном свете имеет вполне античный вид. Традиционный бег в мешках, эстафеты, заплывы, забеги и викторины ушли в прошлое вместе с профессией массовика-затейника; на обветшалых эстрадах Парка культуры уже не устраиваются встречи с творческой интеллигенцией и не читаются лекции «Есть ли жизнь на Марсе», но я отчетливо помню себя пятилетним, взбирающимся в дождливый день на подмостки и читающим Агнию Барто пустым скамейкам. В возрасте более зрелом мне случалось подрабатывать на этой же эстраде чтением стихов вместе с дюжиной других молодых поэтов, чьи возлюбленные составляли основную аудиторию; иногда заходили случайные слушатели присесть с бумажной тарелкой шашлыка. Эти эстрады знавали лучшие времена, и Зеленый театр не всегда был закрыт на вечный ремонт.

6th-Dec-2017 10:59 am - Дмитрий Быков // "Панорама ТВ" (vk.com/newspanoramatv), 6 декабря 2017 года

Открыть лицо Патриарх Кирилл заявил, что служители церкви не должны становиться медиаперсонами: это препятствует сакральному отношению к вере. Помилуйте, кто же у нас тогда останется героями медиа – одна попса? И так уж интервью не у кого взять, кроме комиков, а какие диагнозы, какие прогнозы они могут высказать? Писателей почему-то спрашивают очень редко – вдруг скажут что-нибудь не то; это же касается серьезных музыкантов. Политологов почти не осталось. В результате главные авгуры у нас – сериальные артисты да несколько специально нанятых городских сумасшедших, ну и медиапространство соответствующее.

Как это возможно – чтобы служители церкви воздерживались от публичных комментариев? Да если бы не Тихон Шевкунов, мы так и не узнали бы ничего насчет версии о ритуальном убийстве царской семьи. Россия традиционно придавала огромное значение мнению церковников. Обер-прокурором Синода был Константин Победоносцев, пусть не служитель, но деятель церкви; попробуйте представить спектр тогдашних мнений без его высказываний! Попробуйте представить конец восьмидесятых без лекций о. Александра Меня, а дискуссии девяностых – без участия виднейшего катехизатора и публициста Андрея Кураева! Да как могут служители церкви в наше-то сложнейшее время воздерживаться от нравственного и богословского комментария – когда царебожники пытаются вводить цензуру, когда Наталья Поклонская по непониманию или злонамеренности искажает духовную историю России, когда бесчисленные спекуляции на религиозных вопросах наполняют прессу, когда оккультизм поднимает голову, а неоязычество уже в открытую продвигает в медиаперсоны «родноверов»! Кому, как не церкви, произносить отрезвляющее слово? Кто, как не священники, во всем мире олицетворяли собою нравственность – говорю, разумеется, о лучших? Разве не был медиаперсоной Мартин Лютер Кинг, великий проповедник братства? И разве может церковь быть закулисной, тайной пружиной русской жизни? Сама мысль об этом кажется кощунственной.

Думаю, патриарх хотел сказать, что служителям церкви не следует приковывать внимание к своей личности. На что можно возразить: а почему бы обществу и не обратить серьезнейшее внимание на эти личности? Сдается мне, можно увидеть много интересного. Ведь еще апостол Павел – прямо скажем, не последний из служителей Церкви Христовой, – сказал о необходимости «доброго свидетельства от внешних»; то есть от мирян. Это сказано в Первом послании к Тимофею. Правда, во Втором он рекомендует «воздержаться от пустословия», но как раз от пустословия многие служители церкви воздерживаться не хотят, повторяя банальности или становясь на сторону обскурантов. А вот содержательно высказываться в защиту истины Христовой – по-моему, их прямой долг. Тогда-то у нас и появятся медиаперсоны, а не медиапустоты.

6th-Dec-2017 12:39 am - Дмитрий Быков (фотографии)

5th-Dec-2017 08:01 pm - "линия жизни бедного Миши Гвирцмана"

Дмитрий Быков

annaklassicheskaya: 🤦🏽‍♀️ Дизайн обложки: Антонина М. Думаю, что задумывалось как портрет папы Коли, а вышла линия жизни бедного Миши Гвирцмана, красненькая и причудливая.

5th-Dec-2017 06:43 pm - Беседа Дмитрия Быкова с Константином Райкиным // "Собеседник", №46, 6–12 декабря 2017 года

Константин Райкин: «Они так убедительно врут, что и сам бы поверил: я негодяй, грабящий государство»

Некоторые люди — вполне благожелательные — писали, что нового этапа травли Райкин может и не перенести: он не забронзовел, у него тонкая душевная организация, он резко реагирует на абсурдные обвинения и т.д. Хочется этих людей успокоить, а злорадных, может быть, огорчить. Райкин в очень хорошей форме, а то, что иногда кажется нервозностью — нормальное проявление его энергетики: артист этого склада редко бывает спокоен. Он и в прежних интервью ни секунды не сидел на месте. «Артисты называют меня Костя, потому что, пока они выговорят «Константин Аркадьевич», я уже буду в другом конце коридора».

Так что у Райкина всё в норме. Это вокруг Райкина происходит черт-те что, а в нем самом — нормальная ситуация художника, окруженного общей драмой. Он все это уже играл на сцене, пришла пора сыграть в жизни.

«Меня предупредили: будет серия атак на «Сатирикон»»

— Я так понимаю, президентский грант ставит временную точку в кампании против вас?

— Никакой точки не ставит. Президентский грант — результат долгой борьбы театра за жизнь. За то, чтобы его не вычеркивали. Потому что единственный федеральный театр, который вычеркивали из этого списка настойчиво и систематически, был «Сатирикон». Президент нас туда не вписывал — ему принесли список от правительства, в котором мы уже были.

— Ваше выступление с просьбой к коллегам «урезонить Мединского» — оно чем было вызвано?

— Очень просто: меня предупредили, что будет серия атак на «Сатирикон». И я решил сыграть на опережение. Это никого не остановило, но по крайней мере мы были предупреждены.

— Но Минкульт утверждает, что проверки не его, что это Росимущество...

— Я не сомневаюсь, что эти проверки происходят по прямому заказу Министерства культуры.

— Главная претензия к вам, насколько я понимаю, — конфликт интересов: вы якобы заказали реставрацию театра компании, которая вам же частично принадлежит...

— Никакого конфликта интересов нет. Завтра в «МК» (разговор происходит в пятницу. — Д. Б.) выйдет интервью нашего директора Анатолия Полянкина, где он расставит все точки. Мы бы и раньше ответили на вопросы «Новой газеты», и сейчас Полянкин подготовил подробный ответ — просто он человек слишком основательный и ничего не делает стремительно.

Я вообще в бизнесе ничего не понимаю и понимать не стремлюсь, потому что могу полагаться на него. Так вот: это вообще частно-государственное партнерство, и законом не запрещена аффилированность театра с реставрирующей его компанией. Мы просто должны о ней проинформировать, и только. Театр реставрируется не за счет государства, а за счет соинвесторов. Новый «Сатирикон» ни копейки не будет стоить государству. На время строительства мы вообще сняли свои имена из числа учредителей «Арт-Инвеста», наших денег там нет, потому что у нас и нет денег, нужных для такой задачи. Мы не получим никакой прибыли. Мы присутствуем там просто как представители театра, чтобы был контроль за тем, что делается. И когда этот объект будет закончен, он будет стопроцентно самоокупаемым — там исключается любая надобность государственной поддержки.

В сходном состоянии находится сейчас театр «Современник», тоже родной для меня. У них главное здание на реставрации, а играют они во Дворце на Яузе. И аренда этого дворца стоит вдвое дороже, чем у нас — сцена КВН. Но там за них платит город, а ощутимую долю своей аренды мы оплачиваем из бюджета театра. И об этом никто не говорит — я часто ловил Министерство культуры на такой избирательности.

И никакой доли в «Райкин Плаза» у меня тоже нет — это проверяется элементарно. Я живу на театральную зарплату и на мои концерты. У меня нет никаких иных источников существования.


Райкин употребил другое, созвучное слово

5th-Dec-2017 06:08 pm - Дмитрий Быков // "Собеседник", №46, 6–12 декабря 2017 года

рубрика «белым по чёрному»

Не щадя живота своего

Нет, все-таки они готовят Навального в президенты. Система не имеет головного мозга – его роль выполняет спинной, но он развит замечательно. Иными словами, они не осмысливают своих действий, всё на уровне рефлексов, но инстинкт точно подсказывает им самоубийственную стратегию. На месте выступления Навального в Самаре – согласованного, кстати, разрешенного и со всех сторон безопасного – мэрия срочно решает провести финал межрегионального конкурса восточных танцев. Ни другого места, ни другого времени (учитывая начало зимы) они не нашли. Если Навальному противопоставляется акция в поддержку, я не знаю, больных детей или престарелых героев труда – это еще хоть как-то похоже на серьезное сопротивление. Но танец живота в первых числах декабря против оппозиционного митинга – это уже глумление, причем непонятно, над кем. То ли над Навальным, то ли над собой.

И закрадывается сомнение: они решили Навального оскорбить и запретить по указке сверху или ненавязчиво пропиарить назло этой указке? Потому что непонятно же, как дело обернется пять лет спустя, а может, и раньше.

И с Улюкаевым, по-моему, та же история: надо же им будет кому-то передавать власть. Институтов нет, публичной политики (даже с учетом выдвижения Собчак) ноль, легальная оппозиция – оксюморон вроде горячего снега: максимум, на что она способна – осторожно намекнуть, что в некоторых регионах не все фонари горят и во дворах наплевано. Значит, надо растить смену, а сменой в тех обстоятельствах сможет восприниматься только опальный, но из своих, из бывших. Ходорковского они боятся и правильно делают. Навальный договороспособный, но классово чуждый. Остается Улюкаев, которому они сейчас по совершенно надуманному предлогу в очевидно разваливающемся деле просят десять лет строгого режима (дадут, надеюсь, меньше или вообще отправят дело на доследование, поскольку допросить Игоря Ивановича Сечина в суде так и не удалось), а потом он окажется единственным, у кого есть экономические знания и управленческие навыки. И восставший народ или победившие заговорщики на руках внесут его во власть, потому что больше будет некого.

Делать такие явные и глупые подлости можно только нарочно, с дальним прицелом, сознательно компрометируя себя и готовя наименее кровожадную смену. Так вы за кого – за Навального или за Улюкаева? Преемников не предлагать, потому что, судя по всему, они и есть преемники.

5th-Dec-2017 05:19 pm - "ЖД" Д. Быков. "Соловьи генштаба"

Через неделю строевых занятий писатели перессорились. Они и до этого не особенно друг друга любили, чему способствовало их гниловатое ремесло, но после первых же занятий по шагистике и химзащите, когда пришел конец их относительно вольной командировочной жизни, возненавидели друг друга окончательно. Они честно маршировали, надевали химзащиту и бегали кроссы с полной выкладкой, начиная задыхаться после первых ста метров. Сержанты отечески подбадривали их пинками, а когда заслуженный писатель Осетренко упал на землю и захрипел, что больше не может, остальным пришлось тащить его на себе. После этого писатели измутузили Осетренко не хуже, чем сержанты, и вообще в них начал проявляться здоровый варяжский дух.

Во второй половине дня едва пришедшие в себя писатели снова встречались с личным составом и отвечали на вопросы тех самых сержантов, которые только что дрючили их на плацу. Так достигалось равновесие между воинской обязанностью и служением музам.
Как раз сейчас сержант Грызлов дрессировал писательскую бригаду перед зданием баскаковской школы, рядом с покосившимися баскетбольными стойками и накренившимися шведскими стенками.
– Носочек тянем! – грозно прикрикивал он. – Жопы втянуть! Втянуть жопы, интеллигенция! Нажрали тут себе на гражданских харчах… Здесь армия, а не колхоз! (как будто все остальное время писатели провели в колхозах). – Что вы смотрите на меня глазами срущей собаки?! Смирно! Направо! Кру гом! Левое плечо вперед, шагом марш! На месте стой, раз, два! Начинаем сначала! Левую ногу по днять! Опустить… У вас нога или кусок дерьма, краб второй статьи Струнин? Ответа не слышу!
– Нога, – едва шевелил губами пожилой писатель Струнин.
– Не вижу ноги! Вижу кусок дерьма! – с удовольствием повторял сержант Грызлов. – Всем на месте, Струнин выполняет команду один! Ногу по днять! Вытянуть! Носочек тянем! Стоять! Стоять, сука!
Струнин покачнулся на одной ноге и рухнул в грязь. Никто из писателей не поддержал его. Все брезгливо посторонились. Струнин, если честно, был плохой писатель, никто из коллег его не любил, а сборник его очерков «Соловьи генштаба» – о российских военных литераторах – считали чересчур льстивым даже в патриотическом лагере.

П.С. Что не так с книгой Захара Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы»

5th-Dec-2017 02:48 pm - Дмитрий Быков (комментарий) // "Дождь", 13 февраля 2017 года

Дмитрий Быков
программа ONLINE, ведущий Дмитрий Казнин

Защита родины или пиар новой книги: зачем Захар Прилепин пошел на войну

Обсуждают Дмитрий Быков, Виктор Ерофеев и зрители Дождя.

Писатель Захар Прилепин уехал воевать в Донбасс — недавно стало известно, что в октябре 2016 года он стал заместителем командира батальона армии ДНР. В интервью «Комсомольской правде» Прилепин сравнил себя с Пушкиным, Чаадаевым и другими русскими литераторами, которые были на войне. По словам писателя, «нынешние Проханов с Лимоновым не ведут себя столь радикально, сколь вел себя Пушкин».

Дмитрий Казнин поговорил с писателями Дмитрием Быковым и Виктором Ерофеевым, а также со зрителями Дождя — о том, имеет ли писатель право брать в руки оружие и как оценивать поступок Прилепина.

видео (Яндекс.Диск)


Дмитрий Быков: «Выбор Прилепина совпадает с пиар-кампанией его книги»

Почему писатель рассказал о службе в ДНР только через четыре месяца после назначения.

Захар Прилепин, оказывается, еще в октябре 2016 уехал воевать Донбасс. Можно много спорить о том, почему писатель решил поехать на войну в самопровозглашенную ДНР, но самое интересное, почему об этом стало известно именно сейчас? Дмитрий Быков считает, что все это PR-кампания по продвижению новой книги Прилепина «Взвод».

5th-Dec-2017 12:23 pm - Шевкет Кешфидинов // "ВКонтакте: Культурная Хроника", 5 декабря 2017 года

Быков. «Июнь». К прочтению рекомендовано «Только война могла разрешить все. Она списывала что угодно, объединяла нацию, запрещала задавать вопросы. Так было множество раз — всегда, когда явно не получалось. А что не получалось — видели уже все».

Новый роман Дмитрия Быкова «Июнь», вышедший недавно в «Редакции Елены Шубиной», следует воспринимать как триптих, части которого почти сами по себе. Формально их объединяет время концовки (сюжет каждой завершается в ночь на 22 июня 1941 года), а для большей прочности они скреплены общим эпизодическим персонажем — шофером Леней.

Первая часть по сюжету и композиции ближе всего к традиционному роману. Двадцатилетнего Мишу Гвирцмана исключают из литературного института по доносу однокурсницы, которой он якобы домогался. Не работать в то время было нельзя, поэтому Миша устраивается в больницу санитаром, обзаводится новыми знакомствами, а заодно непреодолимо запутывается сразу в двух параллельных романах…

Вторая часть состоит из сумбурного монолога Бориса Гордона, журналиста и секретного сотрудника «органов». Он подавлен атмосферой конца 30-х. Его, еврея, страшит союз с нацистской Германией, страшит собственная готовность верить в виновность каждого, кого заклеймили в газетах, страшит близящийся и неизбежный взрыв. Ко всему этому, Борис застрял между женой, когда-то желанной, а нынче жалкой и беспомощной, и Алей — юной, трогательной и обреченной, потому что наивная «возвращенка».

Третья часть — история литератора Игнатия Крастышевского, панически боящегося войны, и убежденного, что умеет «кодировать» читателя на принятие тех или иных решений. Он пишет отчеты в правительство об экспорте советского искусства за рубеж и в своих посланиях всеми силами заклинает влиятельных адресатов на мир любой ценой…

Все три части идут на фоне надвигающейся катастрофы, и то, что война придет точно знают только читатели. Героям повествования остаются догадки, надежды, борьба с неизведанным и неожиданное осознание, что только зло на пороге, возможно, вырвет их из болота.

Галина Юзефович назвала «Июнь» — одним из лучших текстов Дмитрия Быкова. В «Афише» Игорь Кириенков считает, что автору пора отдохнуть от литературы. На мой взгляд, роман «Июнь» предопределял столь радикально отличающиеся друг от друга оценки. Один знакомый сказал про Быкова, что «все в нем хорошо, но нет волшебства». Тут вот какая штука: когда обладаешь столь высоким уровнем конструктивного мастерства, которым обладает Дмитрий Львович, может, волшебство излишне?

Автор умеет довести до жути, весело пишет о веселых вещах, умеет передать любовь и даже сцены секса выглядят с необходимым нервом и лаконичными до красоты. Хотя тут, иногда, Быков ходит по тонкому льду, порой зацикливаясь на теме «он и она». Были когда-то и мы двадцатилетними михаилами гвирцманами, и все же секс это не все из чего состояла наша жизнь… Может быть, и зря…

Быков анонсировал свой роман задолго до выхода, часто говорил о нем на различных встречах, лекциях, оттого заповедные мысли, ради которых «Июнь», как мне кажется, был написан, от частоты употребления несколько потускнели, но невосполнимо цвет все же не потеряли.

Роман стоит пристального внимания, даже если в итоге впечатление будет отрицательное. Сходство между страхами героев Быкова и нашими ожиданиями в год столетия Октябрьской революции великого взрыва, который одновременно освободит от зла и станет расплатой за соучастие в нем, — зловещее.

Чтобы понять истинную вероятность того, что провидит автор, после прочтения хочется спрятаться и подумать где-то в ночной тишине, и, желательно, чтобы был июнь.

5th-Dec-2017 10:02 am - Дмитрий Быков // "Собеседник", №46, 6–12 декабря 2017 года

Пять главных книг выставки Non/fiction – 2017

Выбор субъективный, не взыщите, потому что на книжной ярмарке в ЦДХ очень много всего.

1. Людмила Петрушевская. «Нас украли»

Лучший роман года, в одной странице которого больше ума и таланта, чем во всей современной русской прозе, простите меня все. На этот раз (книга принципиально отличается по стилю и конструкции от всей предыдущей большой прозы Петрушевской) нам предложена стилизация индийского кино — с похищенными и перепутанными младенцами, — но все это на материале России девяностых годов. Очень физиологично, насмешливо, местами страшно, всегда увлекательно, драматургически точно.

2. Мария Степанова. «Памяти памяти»

Семейная история автора плюс ее же размышления о ХХ веке, его неутешительных итогах и не то что не усвоенных, а даже толком и не сформулированных уроках. Семья героини — в числе счастливцев: большинство не только уцелело, но и сохранило письма, фотографии, семейные предания. Редкий сегодня опыт самоанализа и самореконструкции, выяснение личных травм, выстраивание отношений со страной.

3. Наум Ним. «Юби»

Новый роман известного прозаика и правозащитника — в какой-то степени продолжение его предыдущей книги «Господи, сделай так…» Здесь тоже не без фантастики, хотя ее гораздо меньше. Это один день 1986 года в разлагающейся советской империи, хроника жизни четырех подростков в атмосфере неизвестности, надежд, угроз, лжи и травли. Трудно придумать лучшее лекарство от трусости, чем этот небольшой, страшно плотный, белый от ярости роман.

4. Илья Боровиков. «Забвения»

Боровиков прославился 10 лет назад якобы подростковым, а на деле авангардным и очень взрослым романом «Горожане солнца». Потом он надолго исчез, а теперь появился с книгой, тоже посвященной памяти, травме и войне. Это сказка, жестокая, умная, очень неожиданная. Забвения — не множественное число, а название страны, в которой все происходит. С языком Боровиков творит чудеса, у него множество неожиданных сравнений и перевернутых общих мест, и вдобавок у книги такой готический колорит, такая атмосфера ужаса и веселья, что интересна она будет прежде всего умным детям. Взрослым тоже, но умных взрослых меньше.

5. Ласло Краснахоркаи. «Сатанинское танго»

Знаменитый роман, изданный в Венгрии в 1985 году, давно переведенный на русский, отвергнутый всеми издательствами из-за сложности и непривычности материала. История лжепророка, секты, предательства — хотя при этом еще и развернутая картина изуродованной души, придавленного сознания, запуганной совести. Из книги сделан знаменитый семичасовой фильм Белы Тарра, смотреть который, однако, утомительней, чем читать роман.

5th-Dec-2017 01:35 pm - Про гугнивого попа (в эфире Radio BALTKOM, Рига; 30.11.2017)


Radio BALTKOM // Рига // 30.11.2017

5th-Dec-2017 12:14 am - Дмитрий Быков // "Собеседник", №46, 6–12 декабря 2017 года

рубрика «Герой недели»

Мочегон Родченков

Григорий Родченков выступил с новыми обвинениями против наших спортсменов, которые ВАДА признала подлинными.


Вот Родченков. Наш Сноуден. Наш Власов.
Он наш российский допинг сдал врагу.
В отличие от разных негодяев,
Я высказаться жестко не могу.

Спортсменов жаль – они не виноваты,
От прочих отделенные межой.
Я не люблю ни WADы и ни «ваты»,
Но есть еще граница «свой» – «чужой».

Одни кричат: «Стукач! Парша! Короста!»
Другие видят в нем второго Че.
Российский спорт и наше руководство
Отныне с головы до ног в моче.

Кричат, что был он вечно чужд по духу,
Что не любил народа и труда,
Что вообще распространял порнуху
Среди друзей – короче, как всегда.

Но как избыть России эту травму?
Он сам варил коктейли десять лет.

И если он сказал, допустим, правду –
Он все-таки предатель или нет?

Дела такие делаются в мире,
Что закипает разум в голове.
Он вроде даже сделал харакири –
Но кто ж сегодня верит НТВ?

И даже в самом деле допусти мы,
Что спорт – война, а прочее – тщета,
Две ценности опять несовместимы:
Меж истиной и Родиной – черта.

Вопрос: Плохиш он с банкою варенья
Иль обличитель злых силовиков?
Амбивалентно даже ударенье:
Он РОдченков – иль все же РодченкОв?

Нет, первое. Нет, все-таки второе.
Никто не знает правды до конца.
Гибридный спорт. Гибридные герои.
Ужасный век. Ужасные сердца.

4th-Dec-2017 09:16 pm - Расписание предстоящих лекций и встреч Дмитрия Быкова...

Расписание предстоящих лекций и встреч Дмитрия Быкова


9 декабрясуббота, 15:00Дмитрий Быков. Презентация нового романа «Июнь» — Воронеж — 400—600 руб.

10 декабрявоскресенье, 12:00Лекция Дмитрия Быкова: Сергей Рудаков – соперник и спутник Мандельштама — Воронеж — вход по предварительной регистрации

16 декабрясуббота, 19:00Дмитрий Быков. Письма счастья. Творческий вечер — Киев, Центральный Дом офицеров Вооружённых Сил Украины, ул. Михаила Грушевского, д.30/1 — 300–790 грн.

21 декабрячетверг, 19:00Творческий вечер Дмитрия Быкова — Москва, книжный магазин «Москва», ул. Тверская, д.8, стр.1 — вход свободный

14 январявоскресенье, 19:00Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» — Великий Новгород, Проспект Мира д. 32а — от 1.000 до 1.500 руб.


20 декабрясреда, 19:30«Пятьдесят» — Москва, ЦДЛ, Большая Никитская ул., д.53 — от 1.000 руб. до 3.500 руб.
«Открытый урок» (трехдневный курс для подростков по литературе):

4 январячетверг, 15:00Александр Пушкин
5 январяпятница, 15:00Николай Некрасов
6 январясуббота, 15:00Александр Блок

Москва, лекторий “Прямая связано речь”, Ермолаевский переулок, д.25 — 5.400 руб.


21 январявоскресене, 19:30«Литература про меня»: Михаил Зыгарь + Дмитрий Быков — Москва, ЦДЛ, Большая Никитская, д.53 — от 800 руб. до 3.500 руб.

4th-Dec-2017 08:26 pm - Аудиозапись лекции Дмитрия Быкова «Три тайны Карамазовых» // ЦДХ, 4 декабря 2017 года

4th-Dec-2017 07:00 pm - Николай Кабанов // газета "Сегодня" (Латвия), 4 декабря 2017 года

Дмитрий БыковДмитрий Быков: «Христос второй раз пришел в Россию в 1917 году»

Последствия русской революции мы ощущаем до сих пор.

С ним можно не соглашаться, но никто не оспорит его эрудиции и харизмы. Московский поэт, писатель и публицист Дмитрий Львович Быков гостил на днях в Риге. В латвийской столице прошел устный выпуск журнала «Дилетант», соиздателем которого является по совместительству шеф «Эха Москвы» Алексей Алексеевич Венедиктов.

Темой быковской лекции являлся Александр Александрович Блок в связи с революцией 1917 года. Как мы и ожидали, выступление превзошло филологические рамки, выйдя на историко–философский уровень.

«Безнадежная попытка оживить труп»

— Меня попросили говорить медленно, потому что будет синхронный перевод. Но я в России уже привык, потому что каждое слово нужно взвешивать на предмет экстремизма. Надеялся, что в Риге буду говорить в нормальном темпе…

Говорить о том, что «Блок принял революцию», как было принято в советское время, немыслимо. Это все равно как говорить, что Ленин принял «Стихи о прекрасной даме». Революция — явление социальное. Блок воспринял его совершенно в другом свете. Потому и сказал в своем финальном стихотворении: «Но не эти дни мы звали, а грядущие века». Речь, разумеется, не шла ни разу о том, что Блок в какой–либо мере заинтересовался военным коммунизмом, солидаризировался с Лениным.

Упоминаний последнего во всем творчестве Блока вообще два. Это записи в дневнике лета 1918 года: «Ленин ранен» и «Ленину лучше». Вот все, что он о нем в жизни сказал. Им, конечно, не о чем было бы говорить. Роднила их только колоссальная интуиция — политическая у Ленина и поэтическая у Блока. Но то, что оба умерли разочарованными, совершенно очевидно.

На самом деле русская революция как событие 1917 года, приведшее к власти большевиков, не имеет ничего общего с той революцией мирового духа, которая готовилась всем развитием России, может быть, всем развитием христианства.

Я до сих пор полагаю, что это было событие всемирного значения, и значения именно религиозного. Это то эсхатологическое событие, которого христиане ожидают всегда, которое положит конец страшному миру. Я до сих пор думаю, что Христос второй раз пришел в Россию в 1917 году. Это было посещение Бога. Справедливо говорят: «Бог посетил» — о пожаре. Это вызвало колоссальный культурный, творческий, социальный, какой угодно всплеск. И последствия этой катастрофы мы ощущаем до сих пор.

То, что происходит сейчас, — это безнадежная попытка оживить труп государственного устройства, которое было уже вполне мертво к 1913 году. Ему постарались дать сильный гальванический толчок в 1914 году. В 1917 году он получил еще более мощный удар и ходил еще 20 лет. В 1937, 1941–45 годах последовали такие удары, что он проходил еще 30 лет, пока не начал распадаться на глазах.

4th-Dec-2017 01:53 pm - Дмитрий Быков (фотографии)

Дмитрий Быков

Дмитрий Быков на презентация книги Наума Нима «Юби» и своего романа «Июнь» // Москва, "non/fictio№19", 3 декабря 2017 года

4th-Dec-2017 01:35 pm - Дмитрий Быков (опрос) // "Комсомольская правда", 29 декабря 2014 года

Книги года

Перед Новым годом мы попросили нескольких известных литераторов России составить свой личный книжный рейтинг – какие произведения они считают самыми лучшими самыми актуальными в этом году.

Дмитрий Быков:

1. «Сталин. Парадоксы власти, 1878-1928». Стивен Коткин. Это биографическая книга, пока вышел только первый том, который охватывает период жизни Иосифа Джугашвили до 30-го года, в целом же это будет трилогия. Это первый по-настоящему фундированный правдивый труд о Сталине, и на мой взгляд, очень ценная книга.

2. «Агафонкин и Время». Олег Радзинский (экс-владелец «Рамблера» и сын Эдварда Радзинского – прим. «КП»). Это уже четвертый роман автора, книга с зажигательной концепцией, интересным героем, свежий по мысли и по-хорошему провокативный, заставляющий поверить в вещественность времени.

3. «Любимая улица» и «Семейное счастье». Фрида Вигдорова. Эта замечательная дилогия издана в этом году впервые после 66-го года, чему я страшно рад. Это книги о семейных отношениях, о воспитании детей, о жизни, о смерти, о дружбе и о порядочности. Я вообще советую читать и перечитывать лучшие образцы советской литературы. Наверное, нам остро не хватает того крупного и настоящего, что было в ней, даже если реь идет о писателях так называемого второго ряда. (Фрида Вигдорова писала и для «Комсомолки», а песня Галича «Уходят друзья» посвящена именно ей – прим. «КП»)

4. «Смерть и воскрешение А.М. Бутова (Происшествие на Новом кладбище)». Александр Шаров. Это, скажу я вам, шедевр и совершенно гениальная книга, лучший роман, что я читал за последнее время. Он написан в 1984-м, целых 30 лет книга лежала на полке и только сейчас с помощью сына Шарова Владимира (тоже писателя) ее издали. Если в двух словах – она о живых мертвых душах.

5. «Несовпаденье». Игорь Кохановский. Это сборник стихов, поразительных своей свежестью и силой. Сам Игорь Кохановский друг и однокашник Высоцкого, песня которого "Мой друг уехал в Магадан, Снимите шляпу, снимите шляпу!” посвящена именно Игорю Кохановскому

6. «Алхимистика Кости Жихарева». Михаил Успенский. Это последняя книжка Успенского, написанная и изданная в этом году, незадолго до его ухода. Ее надо читать непременно-обязательно детям и не только детям. Михаил Успенский – прекрасный писатель, последний из могикан и лучший мастер детской литературы.


Profile

Name: Дмитрий Быков, писатель и журналист

Entry Tags

"Американец", "Блаженство", "Блуд труда", "Бог резни", "Большие пожары", "Был ли Горький?", "В мире животиков", "Вместо жизни", "Внеклассное чтение", "Всё о Золушке", "ДБ и все-все-все", "Думание мира", "Если нет", "ЖД", "ЖД-рассказы", "ЖЗЛ: Анна Ахматова", "ЖЗЛ: Борис Пастернак", "ЖЗЛ: Булат Окуджава", "ЖЗЛ: Владимир Маяковский", "ЖЗЛ: Максим Горький", "Жалобная книга", "Живой", "Зверьки и зверюши", "Икс", "Истина", "Июнь", "Как Путин стал президентом США", "Календарь", "Карманный оракул", "Квартал", "Любовный интерес", "Медведь", "Мужской вагон", "На пустом месте", "На самом деле", "Новые и новейшие письма счастья", "Новые русские сказки", "Океан", "Оправдание", "Орфография", "Остромов", "Отчёт", "Письма счастья", "Последнее время", "Приключения в Волшебном лесу", "Прощай кукушка", "Сигналы", "Синдром Черныша", "Советская литература", "Списанные", "Стихи и проза", "Тайный русский календарь", "Хроники ближайшей войны", "Шереметьево-3", "Школа жён", "Эвакуатор", "Я вомбат", "Ясно", 5-Й КАНАЛ, 50, SHORT-ЛИСТ, \"Был ли Горький?\", arzamas, bullshit, citizen k, cosmopolitan, diletant, ebooks, el comandante, gq, gzt, help!, itv, moulin rouge, my god it's full of stars, nashorn, openspace, point, pärchen, sex and the city, slon, story, stressed out!, veranstaltungen, «Нах-Нах», ЁС, АПН(НН), ВЕЧЕРНИЙ КЛУБ, ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, ВОКРУГ СВЕТА, ВРЕМЕЧКО, ВРЕМЯ И МЫ, ВСЁ БЫЛО, ГАЗЕТАRU, Господин хороший, Гражданин поэт, ДИЛЕТАНТ, ДОЖДЬ, ДР, ДРУЖБА НАРОДОВ, ЖИВАЯ ИСТОРИЯ, ЖИЗНЬ КАК В КИНО, Журнальный зал, ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ, ИЗВЕСТИЯ, ИНДЕКС, ИСКУССТВО КИНО, ИТОГИ, КАРТИНА МАСЛОМ, КАРЬЕРА, КОЛБА ВРЕМЕНИ, КОММЕРСАНТЪ-FM, КОМПАНИЯ, КОНСЕРВАТОР, КП, КРЕСТЬЯНКА, КСО, ЛИТЕРАТУРА, ЛИТЕРАТУРА ПРО МЕНЯ, МЕДВЕДЬ, МОСКОВСКАЯ КОМСОМОЛКА, МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ, НЕВА, НЛО, НОВАЯ ГАЗЕТА, НОВЫЕ ПИСЬМА СЧАСТЬЯ, НОВЫЙ МИР, ОГОНЁК, ОДИН, ОСОБОЕ МНЕНИЕ, ОТКРЫТЫЙ УРОК, ПАНОРАМАTV, ПОЛИТ.ru, ПОСЛЕЗАВТРА, ПРОФИЛЬ, Поэт и гражданин, РАДИО СВОБОДА, РОСБАНК, РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, РУССКАЯ ЖИЗНЬ, РУССКИЙ ЖУРНАЛ, РУССКИЙ ПИОНЕР, САКВОЯЖ СВ, СЕАНС, СИТИ-FM, СНОБ, СОБЕСЕДНИК, СТО ЛЕКЦИЙ, СТОЛИЦА, ТРУД, ФОКУС, ЧТО ЧИТАТЬ, ШКОЛА ЖИЗНИ, ЭКСПЕРТ, ЭХО МОСКВЫ, ЭХО ПЛАНЕТЫ, архивное, аудио, бумажные издания, видео, дякую тобі боже що я не москаль!, интервью, картинки, комментарии, лекторий ПРЯМАЯ РЕЧЬ, лекции, мех, некий Андрей Гамалов, опрос, переводы, планы, премии, радио-эфиры, репортаж, рецензии, рубашка, рубашка 2, скандальчики, слухи, стихотворения, театр, тексты Быкова, теле-эфиры, фотографии, чужое мнение, نيكا

Links

Latest Month

Search


Источник: http://ru-bykov.livejournal.com/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Каталог английских и европейских интернет-магазинов с Колокольчик из пластиковой бутылки мастер класс

Бренд и все что с ним связано Бренд и все что с ним связано Бренд и все что с ним связано Бренд и все что с ним связано Бренд и все что с ним связано Бренд и все что с ним связано Бренд и все что с ним связано