Урлядинская основная общеобразовательная школа.

Выполнил ученик 9 класса: Кушкаров Ермек.

п.Урлядинский 2010-2011 учебный год.

На день рождение я хотел маме доставить радость, сделав что- то своими руками. Я решил оформить разделочную доску, так как подарок необходим в повседневной жизни и всегда будет напоминать обо мне.

Когда я обосновал возникшую проблему и потребность, то сразу понял: моя задача – оформить разделочную доску.

Сначала я посетил магазины и ознакомился с формами разделочных досок.

Но на уроке технологии мы научились оформлять разделочные доски. Используя эти уроки, я могу оригинально оформить доску любимыми мной цветами.

Я полистал журналы с разными оформлениями поделок и понял, что классические формы всегда прямоугольные и украшены каким-нибудь рисунком.

В результате исследования я решил сделать классическую разделочную доску, украшенную гжельской росписью.

У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы.

Гжельская роспись выполняется в три этапа

Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение листка. Чтобы правильно нарисовать листок, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить листок опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

- Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.

Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, пепельницы, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки (всё сопровождается показом изделий с гжельской росписью).

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь:

Известно всем в народе её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Её трава шелковая, её цветы весенние –

И мастерство волшебное достойны восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!

В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый).

Для того, чтобы подготовить краску для работы, в каждую краску, которую вы будете использовать (голубую, синюю, фиолетовую) капните по одной капельке воды.

- Элементы Гжельской росписи вы видите на доске: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки.

- Из этих элементов вы составите для своих блюдец узор. Прежде чем начать расписывать блюдца, надо потренироваться в изображении некоторых отдельных элементов на чистом листе.

Учитель объясняет правила рисования отдельных элементов (на листке, прикреплённом к доске – 3 мин.)

- Концом кисти наносят жилки, штриховку, завитки и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Чёткие мазки лепестков и листьев тёмно – синего цвета и мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная и декоративная.

Расчет затрат на материалы для выполнения разделочной доски я представил в виде таблицы.

Затраты на выполнение разделочной доски


Наименование материала
Условная цена за единицу измерения, руб.
Затраты на оборудование, руб.
Доска
80
80
Краска-гуашь
100
100
Кисточки
28
28
Лак
23
23
Вода
имеется
0
Палитра
имеется
0
Карандаш ТМ
имеется
0
Ластик
имеется
0
Всего
231руб.

Оформил разделочную доску в той последовательности, которая изложена выше. Подождал, когда окончательно высохнет лак.

Подставил доску под струю холодной воды, изменений не произошло. Работа была сделана качественно.

Ознакомился с требованиями к оформлению проекта и выполнил все, что нужно.

Я доволен своим проектом. Все задуманное выполнил. Исправить в нем я ничего не хочу, но развивать свои знания и умения при оформлении разделочных досок продолжу. Наиболее трудно было приобрести материалы для выполнения проекта, а трудоемкий этап это- прорисовывание нескольких слоёв узора и удачное оформление расположения всех орнаментов.

Для изготовления проектного изделия мне понадобились следующие знания и умения:

- умение наносить схему узора;

- умение смешивать цвета;

- умение работать с лаком.

1.

Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Симоненко-М,: Вентана-Гриф, 2009

2.

Интернет. Гжельская роспись. Виды росписи.

ПРИЛОЖЕНИЕ

История

Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)-el- (сравни др.-прусск. 'кустарник'). Эта основа широко представлена в балтийской гидронимии: прусск. Gudeniten, лит. Gudelupis, латыш. Guddel, курш. Gudde и ряд других[1][2].

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва-Муром-Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.

Гжель - это всемирно признанный традиционный народный художественный промысел Российской Федерации, родина Российской керамики. С давних пор были известны залежи гжельских глин, в том числе знаменитой белой, пригодной для производства фаянса и фарфора. Исстари здешние жители использовали их при изготовлении гончарных изделий для домашнего обихода. Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами,.. "которой нигде не видал я белизною превосходнее". Широко применялась гжельская белая глина в 15 веке гончарами из разных мест для покрытия поверхности, обмазки своих изделий. Керамику с белой обмазкой археологи находят во многих районах Подмосковья.

Существует мнение, что традиционно Гжель "синяя", однако декорировали золотом полуфаянсовые изделия еще в конце 18-го века и только в начале 19-го века мастера Гжели стали наносить подглазурную кобальтовую краску.

Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

В "Гжели" работают высококвалифицированные и одаренные художники, скульпторы и мастера технологии.

В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского сада, средней школы и закончивается Гжельским Художественным Колледжом и курсами аспиранта в Москве.Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.

Понятно, что это объяснение совершенно необоснованно и представляет собой типичную кабинетную этимологию.

Старообрядческая церковь в Новохаритонове

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Около 1800 года в деревне Володино[неоднозначная ссылка] Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта железнодорожная станция, получившая название по местности — Гжель. Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».


Источник: http://lib2.znate.ru/docs/index-295055.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГЖЕЛЬСКОЙ РОСПИСИ, Технология росписи Навигатор Кружева при повороте

Гжельская роспись этапы росписи Гжельская роспись этапы росписи Гжельская роспись этапы росписи Гжельская роспись этапы росписи Гжельская роспись этапы росписи Гжельская роспись этапы росписи Гжельская роспись этапы росписи Гжельская роспись этапы росписи