Закрыть ... [X]

image001

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пред­ла­гаю вни­ма­нию чита­тель­ниц свой спо­соб вяза­ния одежды на спи­цах, став­ший ито­гом моего мно­го­лет­него заня­тия этим ремеслом. В основе спо­соба – стрем­ле­ние сде­лать работу легче, а ее каче­ство выше. Оно реа­ли­зо­ва­лось в созда­нии системы бес­шов­ного цилин­дри­че­ского вяза­ния, или попро­сту – лени­вого вязания.

Я ста­вила своей целью напи­сать не про­сто руко­вод­ство по вяза­нию, где изло­жены сухие инструк­ции, рас­ска­зать не только как нужно сде­лать, а еще и почему, поде­литься сво­ими опы­том и зна­ни­ями с чита­тель­ни­цами, кото­рые, запом­нив, а глав­ное – поняв суть того или иного дей­ствия, смогли бы при жела­нии исполь­зо­вать мою тех­нику для сво­его соб­ствен­ного творчества.

Рабо­тая над тек­стом, я пред­став­ляла себе подругу, кото­рой помо­гаю вязать коф­точку. Чтобы ничего не про­пу­стить, я вспо­ми­нала, как я это делаю от начала и до конца. В таком духе я и изло­жила мате­риал в пер­вой части книги «Пре­муд­ро­сти вяза­ния», где я вме­сте с чита­тель­ни­цами «вяжу» коф­точку начи­ная со сня­тия мерок и работы со счет­ным образ­цом и закан­чи­вая отдел­кой. Кстати, мне нра­вится это слово – «коф­точка». «Кофта – корот­кая (обычно до пояса или до бедер) жен­ская одежда». Так напи­сано в Сло­варе рус­ского языка. А еще так назы­вают непразд­нич­ную три­ко­таж­ную одежду со сквоз­ной застеж­кой. Дру­гое дело – коф­точка. Она кра­сива, нарядна. Пожа­луй, пусть это слово будет у меня обоб­ща­ю­щим для пуло­ве­ров, сви­те­ров, жаке­тов и пр.

Вто­рая часть книги – «Исто­рии коф­то­чек» – назы­ва­ется так неспро­ста. Каж­дое из опи­са­ний моде­лей, кото­рые она содер­жит, не явля­ется инструк­цией по их выпол­не­нию. Это рас­сказ об одной из моих коф­то­чек, кото­рые я вязала для себя, подру­гам или на заказ, с раз­ме­рами, фото­гра­фи­ями, чер­те­жами, схе­мами и пр. На его основе чита­тель­ница свя­жет что-то похо­жее или не очень, если захочет.

Я счи­таю, что точ­ную копию модели в прин­ципе выпол­нить можно, но это трудно и не раци­о­нально. У чита­тель­ницы в нали­чии все дру­гое, нежели у дизай­нера, – и пряжа и спицы и плот­ность вяза­ния. Инди­ви­ду­аль­ные мерки у нее тоже ско­рей всего не такие, как у девушки, кото­рая демон­стри­рует модель на стра­нице жур­нала. Поэтому каж­дая вязаль­щица изна­чально должна стре­миться не копи­ро­вать выбран­ную коф­точку, а взяв ее за обра­зец, сде­лать свою, для себя.

У всех моих коф­то­чек – своя исто­рия и, если я при­по­ми­нала в ней что-то поучи­тель­ное – находки, ошибки, то обя­за­тельно встав­ляла в повест­во­ва­ние. Ведь живые при­меры помо­гают лучше изло­жить идею, а сле­до­ва­тельно, и лучше ее вос­при­нять. В дан­ном плане «Исто­рии коф­то­чек» явля­ются допол­не­нием пер­вой – «тео­ре­ти­че­ской» части «Пре­муд­ро­сти вязания».

Необ­хо­димо уточ­нить, что я пишу только о том, что мне кажется важ­ным для изло­же­ния сво­его спо­соба созда­ния коф­то­чек, опус­кая азы вязаль­ного ремесла.

 

ТЕХНИКА ЛЕНИВОГО ВЯЗАНИЯ
Преимущества

Бес­шов­ное цилин­дри­че­ское вяза­ние позволяет:

1. Не утом­лять себя выпол­не­нием швов, а как след­ствие – под­гон­кой рисун­ков и длин.

Как уже было ска­зано, я делаю коф­точки прак­ти­че­ски без швов. Исклю­че­ние состав­ляют два шва – пле­че­вые. С этой целью в коф­точке все, что только можно, я вяжу по кругу (пуло­вер до пройм, основ­ную часть рукава). Кроме того, планки, а также клас­си­че­ские рукава вывя­зы­ваю из полотна кофточки.

Даже когда коф­точка свя­зана про­сто, напри­мер, вся – лице­вой гла­дью, сши­вать ее части трудно. Несколько раз рас­по­решь. То некра­сиво, криво, то грубо, то длины не сов­пали. А что уж гово­рить о сши­ва­нии дета­лей коф­точки со слож­ными рельеф­ными и цвет­ными узо­рами! При вяза­нии без швов не нужно делать швов. Это оче­видно. Не нужно ста­раться выпол­нить швы неза­мет­ными. Не нужно мучиться со швей­ной машин­кой, застав­ляя ее и себя сши­вать тол­стые, да еще и три­ко­таж­ные мате­ри­алы с их эла­стич­ной струк­ту­рой. (Я вообще счи­таю, что при созда­нии три­ко­таж­ных изде­лий не должна при­ме­няться швей­ная машинка. И это каса­ется не только сши­ва­ния дета­лей. Такие эле­менты, как складки, вытачки, также должны выпол­няться спо­со­бами, при­су­щими тра­ди­ци­он­ному вяза­нию.) Не нужно осва­и­вать тех­нику раз­лич­ных три­ко­таж­ных швов. Нужно знать только один. Не нужно мучится с под­сче­том рядов, чтобы боко­вые края переда и спинки были рав­ными. А глав­ное – не нужно сов­ме­щать узоры как рельеф­ные, так и цвет­ные. Это самое труд­ное. А я почти все­гда исполь­зую такие узоры, кото­рые, ко всему про­чему, по кругу вязать гораздо легче.

2. Легче читать узор.

При вяза­нии по кругу (цилин­дри­че­ском вяза­нии) лице­вая сто­рона работы все­гда обра­щена к вязаль­щице, что облег­чает чте­ние схемы цвет­ного узора и его выполнение.

3. Полу­чать более ров­ное и плот­ное полотно.

Глядя на мои коф­точки, люди все­гда гово­рят: Неужели это вы руками вязали? Не может быть! Так ровно! Как будто свя­зано на машине.

При цилин­дри­че­ском вяза­нии лице­вая гладь, кото­рая явля­ется осно­вой для боль­шин­ства коф­то­чек, все­гда выхо­дит ров­нее и плот­нее, чем при плос­ком вяза­нии, так как прак­ти­че­ски не нару­ша­ется ритм вяза­ния. Пра­виль­ный, ров­ный ритм вяза­ния – это залог того, что все петли будут оди­на­ко­вого раз­мера. При кру­го­вом вяза­нии мы почти не меняем поло­же­ния рук, лишь под­го­няем петли к концу левой спицы и сго­няем их с пра­вой, да еще тянем нить клубка. При плос­ком вяза­нии мы пере­во­ра­чи­ваем работу, закон­чив один ряд и начи­ная дру­гой. Соот­вет­ственно при­хо­дится заново настра­и­вать руки отно­си­тельно спиц, лески, полотна, нити. К тому же в начале и в конце ряда полотно дер­жать неудобно. Поэтому здесь петли осо­бенно неровные.

Ко всему про­чему, лице­вые петли вязать легче и ряд лице­вых петель полу­ча­ется гораздо ров­нее и плот­нее изна­ноч­ного. Раз­ница в длине петель лице­вых и изна­ноч­ных рядов может стать замет­ной. При этом полотно лице­вой глади, выпол­нен­ное плос­ким спо­со­бом, выгля­дит неод­но­род­ным, ребристым.

4. Не обре­ме­нять себя деталь­ными мер­ками и выкрой­кой в нату­раль­ную величину.

Даже мысль о чер­теже и выкройке может испу­гать любого. Я же, по правде говоря, нико­гда чер­тежи и выкройки не делала, хотя тео­рию вяза­ния пости­гала по руко­вод­ству М.В. Мак­си­мо­вой, кото­рое я впер­вые про­чла на стра­ни­цах отрыв­ного кален­даря. Затем мне посчаст­ли­ви­лось купить его шестое изда­ние: Мак­си­мова М.В. Азбука вяза­ния. В 3-х частях. М.: Лег­пром­бы­т­из­дат, 1991. Руко­вод­ство было раз­ра­бо­тано во вре­мена гос­под­ства коф­то­чек в талию с узкими рука­вами и малень­кой прой­мой. Коф­точки обле­гали фигуру, и тут уж оши­биться в рас­че­тах и обой­тись без выкройки было нельзя.

«Для того чтобы свя­зать изде­лие, строят чер­теж, по кото­рому опре­де­ляют и рас­счи­ты­вают коли­че­ство петель, длину и ширину дета­лей», – напи­сано в дру­гой моей быв­шей когда-то настоль­ной книге – руко­вод­стве А.А. Вла­со­вой «Вяза­ние: от уме­ния к мастер­ству» (СПб: Респекс, 1993). Пора­жает, сколько мерок автор пред­ла­гает для этого снять. Среди них: полу­об­хваты шеи, груди, талии, бедер, поло­вина ширины спинки, длина до талии спинки, длина изде­лия, поло­вина ширины переда, центр груди, высота груди, длина до талии переда, ширина плеча, длина рукава, полу­об­хваты плеча и запястья.

На основе слож­ного чер­тежа изго­тав­ли­ва­ется выкройка в нату­раль­ную вели­чину. Коф­точка вяжется по частям – спинка, перед, рукава. Гото­вые детали нака­лы­ва­ются на кон­тур выкройки, сде­лан­ный мелом на тем­ной под­стилке, а потом под­вер­га­ются влаж­ной обра­ботке. Таким обра­зом, по М.В. Мак­си­мо­вой, дости­га­ется более точ­ное соот­вет­ствие выкройке.

Затем стали модны объ­ем­ные вещи со спу­щен­ным пле­чом и широ­кими рука­вами. В своей основе они имели пря­мо­уголь­ник. Пройма была щеле­вид­ной. А рукав пред­став­лял собой тра­пе­цию. Выкройка тут была не нужна. В этих моде­лях жен­щина про­сто «тонула», и осо­бен­но­сти фигуры учи­ты­вать не было необходимости.

Я вязала и обле­га­ю­щие малень­кие коф­точки в талию, и боль­шие пуло­веры. На мой взгляд, это были две край­но­сти в моде. Сей­час мода толе­рантна. В ней ни один стиль не доми­ни­рует без­ого­во­рочно. Хорошо вос­при­ни­ма­ются и обтя­ги­ва­ю­щие, и про­стор­ные вещи, длин­ные и очень длин­ные, корот­кие и очень корот­кие. Я же отдаю пред­по­чте­ние коф­точке сред­него объ­ема и клас­си­че­ского «кроя», кото­рая во все вре­мена при­сут­ствует в одежде и нико­гда не вый­дет из моды.

Клас­си­че­ские коф­точки наи­бо­лее сложны в работе. Тем не менее, тех­ника лени­вого вяза­ния поз­во­ляет выпол­нять их на самом высо­ком уровне, равно как и дру­гие, более про­стые виды коф­то­чек. При этом она не тре­бует боль­шого коли­че­ства мерок, чер­тежа изде­лия и выкройки в нату­раль­ную вели­чину, а также сопут­ству­ю­щих им слож­ных рас­че­тов, поскольку боль­шин­ство состав­ля­ю­щих коф­точки выпол­ня­ется на основе их базо­вых раз­ме­ров, выве­ден­ных бла­го­даря мно­го­лет­нему опыту работы.

 

Слож­но­сти

Разу­ме­ется, мой спо­соб вяза­ния рож­дает свои про­блемы. Вот вяжешь коф­точку со слож­ным узо­ром и в какой-то момент пони­ма­ешь, что она полу­ча­ется больше (меньше) заду­ман­ной. Рас­пус­кать свя­зан­ное полотно, в кото­рое уже вло­жено столько труда, жалко и не хочется, лень. При плос­ком вяза­нии, когда коф­точка состоит из дета­лей (спинки и переда), можно, ска­жем, сде­лать шире перед, если спинка вышла уже, чем нужно. Но и в моем слу­чае, если ошибка не фатальна, есть много спо­со­бов под­кор­рек­ти­ро­вать работу. О них я тоже хочу рас­ска­зать, равно как и о своих малень­ких и боль­ших хит­ро­стях и ноу-хау.


Источник: http://premudrosti.in/index.php/knitting-for-lazy/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Свяжем вместе комбинезон - Вяжем вместе он-лайн Ирландское кружево схемы для фрагментов

Как добавить нить когда вяжешь Как добавить нить когда вяжешь Как добавить нить когда вяжешь Как добавить нить когда вяжешь Как добавить нить когда вяжешь Как добавить нить когда вяжешь Как добавить нить когда вяжешь Как добавить нить когда вяжешь

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ