Закрыть ... [X]

Солоненко Е.В.Москва. Мастер-класс для педагогов и родителей, который назывался: «Роль сказки в жизни ребенка. Сказка как инструмент формирования жизненных ценностей у детей»

Солоненко Екатерина Витальевна

 С 17 по 20 апреля в Москве состоялся фестиваль Монтессори- педагогов «Весна 2015» В рамках фестиваля были заявлены различные мастер-классы. На этой конференции я проводила мастер-класс для педагогов и родителей, который назывался: «Роль сказки в жизни ребенка. Сказка как инструмент формирования жизненных ценностей у детей»   

Я с удовольствием предоставляю материал этого выступления для широкого круга читателей журнала «Монтессори-клуб».

Когда-то лет 12-13 тому назад, я была мамой своего маленького сынишки, и однажды он попросил рассказать ему сказку. Я, усадив его на колени, начала рассказывать: «Жили-были, дед да баба…. И  была  у  них курочка Ряба….» И только начав  говорить, языком сказочным, я ощутила невероятную поддержку и силу рода, которому принадлежу я и мой ребенок. Сказки словно как из рога изобилия лились из моих уст, а я ощущала присутствие моей любимой бабушки. Как будто память вернула меня в моё собственное детство с запахами свежеиспеченных пирогов, в нежность теплых бабушкиных рук и в то время, когда мы, её внуки замирали от восторга и ожидания того, что сейчас она  будет рассказывать нам очередную  сказку!

 Может быть, у кого-то из вас есть подобные впечатления из своего детства? Но я стала думать о том, почему именно став родителями, мы воскрешаем из памяти сказки своего детства и с удовольствием дарим их своим  детям. Задумывались ли вы о том, почему нашим родителям рассказывали их мамы и папы, бабушки и дедушки всё те же сказки? А им в свою очередь  рассказывали их пра-пра-пра? Почему одни и те же сказки знают все люди, даже если они разных возрастов и друг с другом не знакомы? Почему  сказки живы до сих пор и передаются буквально из уст в уста, от бабушки к матери, от матери к дочери, сыну, внуку?  

Будучи дипломированным сказочником, педагогом и психологом, мамой и тетушкой для своих племянников, я люблю рассказывать сказки  детям. Сказки рассказываю разные. Есть разные типы сказок:

- Медитативные сказки, которые рассказываются детям  для снятия  эмоционального напряжения и восстановления сил. Это погружение ребенка  в пространство красивых образов, путешествия на необыкновенную полянку, остров, сад, где ребенок отдыхает и набирается сил.

- Дидактические сказки-  специально создаются педагогами, родителями для «упаковки» учебного материала. Т.е. чему-то учат ребенка. Такие сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме таких сказок подаются педагогами учебные задания.

- Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. А  так же  для объяснения ему (и взрослому) смысла происходящего события. Например,  ребенок капризничает. Так  через капризное  поведение сказочного героя, ребенок как бы смотрит на себя со стороны, и учится  справляться с капризами. Такие сказки помогают менять поведение, переходить от неэффективной модели поведения к эффективной.

- Психотерапевтические сказки рассказываются тогда, когда человек попадает в трудную жизненную ситуацию, например,  ребенок переживает  развод родителей. Через сказку, он получает помощь  и поддержку, а так же ему передаются тонкие духовные знания о том как пережить эту драму и не чувствовать себя виноватым во взаимоотношениях родителей. Такие сказки помогают излечиваться от  сердечных травм, это разговоры о душе и общечеловеческих ценностях.

Иногда  я слышу, как люди говорит, что не читают сказки и не рассказывают их детям. Однако, они не осознают, что живут в мире сказок. Они смотрят сказки под названием «новости», смотрят мелодрамы, ходят в театры.. 

Между тем сказка строится на законах, которые  упорядочивают жизнь. И если мы закон нарушаем, то за это платим. Чем?

 Переживаниями, трудом, преодолением трудных ситуаций. Зачем?

Чтобы понять смысл жизни, укрепить жизненную силу, понять, к чему нас привела данная ситуация.  А это всё есть  основа для развития эмоционального интеллекта.  Когда  человек  осознает свой внутренний мир, осознает  окружающий мир, связь между ними, когда осознает зону своей ответственности, зону своего влияния и к чему могут привести его поступки и  действия.  И это всё зашифровано в сказках. Потому-то  изначально сказки создавались как предупреждение для взрослых.

 И именно через них  и постигаются  жизненные ценности. Сказки создавались для взрослых, чтобы подобно сказочному герою, они помогали разобраться в текущей жизненной ситуации, иногда затем, чтобы  постичь смысл жизненных уроков, которые они проходят сейчас. Научиться действовать так, как герои сказок, предвидеть то, что делать не нужно. Поэтому-то народным сказкам так много лет и именно они особенно живучи и  способны передаваться из уст в уста, из поколения в поколение, продлевая связь времен и народов. Именно в них заложен «концентрат» жизненной мудрости.

Народные сказки подобны флэшкам, они хранители информации. И именно они формируют  систему ценностей.

Задумайтесь, что делает герой в сказках? Он трудится, проходит испытание, иногда лишается жизни, теряет друзей, терпит лишения, учится принимать верные решения, использует смекалку,  побеждает. Это всё сказки для мальчиков. Где главными героями оказываются богатыри, мужчины. Сказки, которые учат мальчиков тому,  как быть настоящим мужчиной.

Героини женских сказок трудятся терпеливо и с радостью, имеют благодарное сердце и ум, способны принять и простить. А  так же  почитают своих родителей и ценят свой род. Через женские сказки девочкам передаются удивительные женские настройки-  как быть  заботливой хозяйкой, доброй  матушкой, любящей женой.

Когда мы читаем ребенку сказки, мы проживаем вместе с героем его чувства, его переживания, это формирует умение у ребенка понимать себя и других, помогает ориентироваться в текущей жизненной ситуации.

Сказка в любом случае будет работать, т.к основана на жизненных ценностях. Но  она  будет помогать ребенку, если мы будем с ним её обсуждать и переносить знания в реальную жизнь. А еще через сказку понимать к чему  может привести то или иное  собственное поведение, ведь  сказочный герой это проживает и показывает.  Через героев сказки мы и наши дети могут научиться некоторым качествам характера, например, терпению, прощению. Словом если  читать между строк, понимать смысл сказок и историй, то перед нами откроется целая палитра жизненных ситуаций, благодаря которым мы можем сформировать у детей социальный иммунитет, и формировать систему ценностей, которая формируется у детей до 9 лет.

Благодаря историям и сказкам мы можем  помочь детям  грамотно учиться жить в мире людей и в согласии с собой. А  еще сказки  помогают  нам родителям и педагогам воспитать здоровый характер наших детей.

И сегодня я предлагаю вам роль расшифровщика. Вместе с моим Учителем и автором метода Комплексной сказкотерапии Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой, мы  будем постигать тайный шифр народных сказок. Ведь сказка, вовремя  и к месту рассказанная родителем, становится доброй помощницей в  воспитании детей.

Я выделила несколько сказок, помогающих понять ценности семьи,  и хочу с вами этим поделиться. 

Итак,

1. Самое ценное, что у тебя есть – это твоя жизнь. Береги свою жизнь и цени её как Золотое яйцо.  Сказка «Курочка Ряба»

2. Не позволяй  злу  заходить в твой дом,  оно может его разрушить. Умей различать кто свой, а кто чужой. Сказка «Теремок».

3. Учись прозорливости, учись наблюдать за людьми.  Будь разным с разными  людьми. Сказка «Колобок»

4. Береги своих близких, брата или сестру, слушайся родителей. Сказка, помогающая подготовить девочку  к  будущему материнству. Сказка  «Гуси-лебеди»

5. Цени общий результат и общее дело. Когда мы вместе, то можем справиться с трудностями. Сказка «Репка»

6. Уважай тех, кто старше тебя, почитай родителей. «Репка», «Гуси Лебеди»

7. Помогай родителям. Сказка «Репка»

8. Занимайся своим делом. Вклад каждого в общее дело имеет ценность. Лишних в семье не бывает. Сказки  «Лохматый да масляный», «Репка»

9. Умей просить помощь, принимать её и благодарить. Сказка «Гуси-лебеди».

10. Баба и дед в сказках это нестарые люди, а люди зрелые, готовые к продолжению рода и воспитанию – передачи жизненной мудрости.

А теперь, позвольте начать постигать тайный смысл сказок на примере сказки «Колобок». Давайте вместе поразмышляем:

- Готов ли Колобок к самостоятельной взрослой жизни, ведь бабка его только испекла? Но ему, как и  всякому ребенку трудно усидеть на одном месте. Вот он и покатился по дороге.

- Чему же учит эта сказка?

Находить продуктивные способы взаимодействия. Звери в сказке разные и поведение героев тоже разное. Это как в жизни- общаться с разными людьми. Среди которых встречаются манипуляторы, которые могут обмануть- съесть.

- Как с ребенком о сказке говорить?

Позвольте смоделировать диалог взрослого с ребенком. Такие диалоги можно вести с детьми, начиная с 3.5- 9 лет. Позвольте несколько тому примеров:

«Ну, дружок, устраивайся поудобнее, будем сказку слушать, да потом рассуждать с тобой- о чем же эта сказка и чему она тебя учит?

В сказке этой много смыслов, наверное, ты расстроился из-за того, что лиса съела колобка? Не печалься, вспомни, из чего он был приготовлен? Из муки, сметанки, да маслица. Все верно, дружок. Бабка хлебушек испекла, поэтому он и должен был быть съеден. Да вот только достался он лисе. А как ты думаешь, почему?  Ведь его мог съесть и волк и медведь и заяц?  Да…. Все дело в том, что колобку удались убежать от них, напевая весёлую песенку, он им зубы заговаривал, шутил, да веселился. Думал, что такая манера поведения ему поможет, но не все одинаково себя ведут. Вот  поэтому-то  от лисы  убежать не сумел. Почему?  Всё дело в том, что лиса- хитрая плутовка, она его перехитрила. Как? Всё верно, притворилась, что песенку его не слышит, да еще хвалить его стала, да приговаривать, какой ты хороший, да пригожий.  Вот  наш колобок обрадовался похвале,  да и потерял бдительность, доверился тому, кому доверять не следует. Там, где нужно быть осторожным, он перестал им быть и поэтому был съеден. Помни, дружок, что на твоем пути будут встречаться много хитрецов, которые захотят тебя обмануть, перехитрить, забрать у тебя что-то, поэтому будь осторожен, замечай лисью хитрость и себя в обиду не давай!»

Беседа 2.Поговорим о сказке про курочку Рябу.

Итак, сначала подумаем сами:

- Кто разбил яйцо?

- Что чувствовало яйцо, когда его били?

- Зачем Дед и баба били яйцо?  Наверное есть хотели   сьесть…

- Почему же курочка снесла Яйцо Золотое?

- Задумайтесь, что чувствовало Золотое яйцо, когда пришло в жизнь? Возможно,

Радость…А Дед с Бабой вели себя по привычке, они не заметили эту радость и стали бить яйцо, а Яйцо сопротивляется- оно другое.

- почему же, когда разбила  яйцо мышь, они заплакали?    (жалко)

-   чем думала курочка, когда дед и баба били яйцо?

-  почему на них она не обиделась и не ушла, потому что любила их и их дом………

- зачем она снесла им Золотое яйцо?....(.хотела  обрадовать их, принести им радость).

- радость не оценили и курочка это поняла,  и поэтому принесла им простое яйцо, потому что к радости они не были готовы, поэтому и дала им то, к чему они были готовы.

А если подумать о том, как мы воспитываем наших детей, как  к ним относимся? Приходит к родителям Золотое яйцо жизни-  их ребенок с радостью и с любовью, со своими жизненными задачами и способностями. А мы, родители не видим в нём этой особенности, этой индивидуальности, неповторимости. Непохожести на других, красоты. И как по привычке, по подобию своему воспитываем мы  своих деток, иногда не понимая его особенностей поведения и не принимая в нём чего-то. Как начинаем мы «бить по золотому яйцу ребенка», выбивая из него непонятность непохожесть на нас, уникальность и неповторимость?

А  Золотое Яйцо  ребенка говорит нам родителям: «Присмотритесь ко мне, я другое, не бейте меня!!!!»  Готовы ли мы, родители признавать это в ребенке, ценить, беречь любить, принимать? Особенно в реалиях обыденности, когда ребенок так не похож на нас?

- И кто же тогда это серая мышь ?.

Родительские сомнения,  переживания того, что приходится перестраиваться, учиться наблюдать за ребенком, учиться его ценить, а иначе- беда…

Мыши- социальные сети, компьютерные игры,  «доброжелатели-сбиватели»  ребенка со своей истинной ценной дороги  познания и открытия талантов самого себя. Им не интересна жизнь Золотого яйца. Много этих мышей в жизни бывает и как им иногда легко удается разбить  Золотое Яйцо- жизнь ребенка.

Как же говорить об этом с ребенком? :

«Самое дорогое и ценное, что есть у тебя- твоя жизнь. Это самый большой подарок и к нему  относиться нужно очень бережно. Золотое Яйцо –это Дар, который ты получил при рождении. Пожалуйста, обращайся со своей жизнью бережно, цени и люби каждый день своей жизни, береги себя и тогда сохранишь целым ты  своё Золотое Яйцо, а жизнь твоя будет тебе в радость. Ты спросишь меня, кто такая мышь и почему она Золотое Яйцо разбила? Мыши- это сбиватели, те которым всё-равно что будет с тобой и с Золотым яйцом, мышами могут быть компьютерные игры, вредные привычки- привычка злиться, курить, употреблять алкоголь, разрушать себя. Просто люди, которые будут заставлять тебя делать дурное- бить слабых, разрушать чужую собственность. Они могут тебя разрушить, заставить перейти на сторону зла. Помни о них и не допускай  своего разрушения». 

Беседа 3. Сказка «Гуси-лебеди»

«Вот и познакомились мы с тобой еще с одной  удивительной сказкой,  и в ней много всего интересного случилось, не правда ли? Так вот, о чем же эта сказка?

Родители оставили свою дочь и велели следить за братцем. Однако  сестре так хотелось играть  с подругами, что забыла она о том, что наказывали ей родители и брата похитили помощники Бабы Яги Гуси-Лебеди. Но готова ли девочка к тому, чтобы за братцем следить? Готова ли она стать Матерью?

В этой сказке много  женских образов. Например, Печь символизирует род,- «помни кто твои предки и род поможет тебе в трудную минуту». Яблоня-символ женского плодородия, Молочные река, кисельные берега- символ вскармливания младенца своим молоком.

Но девочка сначала не готова  стать мамой, ведь ей хочется поиграть с подругами и поэтому она забывает о родительском наказе: Беречь братца! Поэтому находится большая сила, которая желает изменить девочку через испытание. Наверное,  ты догадалась, кто устраивает ей испытание? Кто помогает ей измениться? Все верно- Баба Яга.

А к ней у людей непростое отношение.

Многие считают её злой колдуньей, а некоторые родители даже ею пугают своих деток. Так вот, хочу сказать тебе, что давным-давно Бабу Ягу считали ведуньей, от слова «ведаю», т.е знаю. И действительно она много чего знала- могла лечить травами. Много тайн о жизни знала. Поэтому и жила всегда вдали от людей. И именно к ней приходили люди за помощью и советом. Приходили  те, кто хотел измениться, излечиться, а не просто так из любопытства. Но поскольку она жила одна, уединённо, таинственно, многие стали её бояться и неправду о ней говорить, да еще и  пугать ею.

А знаешь ли ты почему Баба Яга братца у сестры забрала? Всё дело в том, что Баба Яга для девочки учительница,  помощница, просто  многие её боятся и не знают, что она может помогать. Ты спросишь меня  как? А вот как. Узнала  Баба Яга о девочке, которая про брата своего позабыла и решила её проучить. Взять братца на время, чтобы сестра про родительский наказ вспомнила, да еще проверила Баба Яга любит ли сестра брата своего?  Ты как думаешь- любит?  Конечно, хоть и страшно ей было, но одна в лес пошла, а помогала ей её сила любви, что в сердце живёт и брата беречь помогает. Поэтому и нашлись у неё силы, чтобы не испугаться, пойти брата выручать, а мир ей в этом помогает.

Девочке помогают пройти испытания и печка и речка и яблоня, но она не принимает их помощь т.к  её сердце не свободно от эгоизма: «Стану я твои яблочки есть, у нас дома и сладенькие не едятся», или говорит печке: «Стану я твои пироги есть, у нас и ржаные не едятся!»

Девочка приходит домой  готовой быть взрослой и получает  благодарность от родителей. Помогая, девочка учит помощь принимать, да еще и быть благодарной. Помнишь: «поклонились они от всего сердца яблоньке и побежали дальше».

- А кто такая мышка в сказке?

- помощница, которая говорит: «спасайся, бери Ванечку и беги!» Другими словами: «Спасайся через благодарение, через обретение чистоты сердца и принятия своей женской роли»

Беседа 4. Сказка «Репка»

«Вот, солнышко моё, прочитали мы с тобой  удивительную сказку, а как ты думаешь,  - чему эта добрая сказка тебя научила?

Смотри, все вместе они репку тянули, все друг другу помогали и бабка и дедка и внучка и Жучка и кошка и мышка.

Как ты думаешь, смогли бы они вытянуть репку без помощи кого-то?

Да, солнышко моё, труд  каждого члена такой большой семьи важен. Каждый  старался по мере своих сил. И только когда все вместе одно общее дело делают, то все вместе и  блага получают. В этой сказке общее благо- репка, которая по праву досталась всем. Представь себе, что бы было, если бы, например, внучка не захотела помогать, стала бы капризничать, да упрямиться? А кошка вместо того, чтобы репку тянуть стала бы за мышкой гоняться?  Смогли бы тогда они репку из земли вытянуть?  Верно, ничего бы у них не вышло. Так вот, солнышко моё, чему нас сказка учит:

- ценить общее дело, трудиться на его благо.

- добрым отношениям между взрослыми и детьми.

- понимать, кто в семье самый главный, а это дедушка, поэтому именно он репку посадил. А все остальные  члены семьи его как самого главного уважают, помогают и друг к другу относятся по-доброму.

- Сказка учит нас тому, что каждый в семье важный и нужный, не важно,  сколько ему лет.. В семье не бывает лишних, все между собой связаны и  у каждого своя задача. Вот так-то, дружок!»

 

Беседа 5. Сказка «Теремок»

«Вот и прочитали мы с тобой такую удивительную сказку и хочу спросить тебя дружок: как ты думаешь, почему медведь разрушил теремок, где жили друзья? Всё дело в том, что медведь- представитель грубой силы. Силы зла.  И сказка предупреждает нас о том, что прежде чем пускать в свой чужого- узнай его, какой он?

- На чьей  стороне  его сила- на стороне добра или зла?

- Каковы его поступки?  Смотри, его в терем не пустили, так он разозлился и разрушил его.

- Так вот, сказка учит: сначала узнай как следует кто перед тобой, какова его сила? И если это сила зла, дом свой не отпирай, зло в дом не пускай, защищай и береги.

- Учись видеть кто свой, а кто  чужой, доверяй своим родителям и своему роду. Защищайся от разрушителей, будь наблюдательным, умей читать окружающий мир».

Беседа 6. Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Вот и добрались мы  с тобой до  последней в нашей книге сказки. Как ты думаешь, о чём она?

Жили-были Воробей, Мышь, да Блин масляный. Жили они поживали, да горя не знали, каждый своё дело делал, то что лучше всех у него получалось. Блин щи да кашу варил, мохнатый дрова колол…  Да только однажды заспорили они друг с другом,  кто из них лучше всех своё дело делает. Но поссорились и решили поменяться. Пошёл блин в лес еду добывать, да чуть в пасть лисы не угодил, воробей дрова колол, да клюв свернул на бок. А мохнатый решил щи сварить, да как блин искупавшись в супе, маслица в него добавить, нырнул да только всю шкурку свою опалил. Вот так бывает, когда  считаешь, что больше других дела делаешь. Да  только жизнь все по своим местам расставляет. Дело каждого важное и нужное, если его с душой,  с радостью делать. Коль можешь ты хорошо дрова рубить- делай, суп варить-вари, еду добывать- добывай. За всё за это каждому почёт и уважение. А если станешь не своим делом заниматься, да только испортишь всё, радости не получишь, так и до беды недалеко. Поэтому, солнышко моё, уважай труд мамы своей, что кормит тебя и за тобой прибирает. Уважай труд отца твоего, за то, что дом защищает, вас с мамой бережет,  да в дом пищу приносит.

А какое дело есть  у тебя, какой вклад в свою семью ты приносишь, чем родителей радуешь?  Хорошо, если в порядке игрушки и одежду свою содержишь, маме прибираться помогаешь, отцу по хозяйству помогаешь. За это честь тебе и хвала. Всякое дело в доме твоем важно! И труд каждого члена семьи важен и ценен!»

Вот так, дорогие друзья, сказка нам детей воспитывать помогает!  Вы спросите меня зачем сказки им читать, да еще говорить с детьми об этом?  Да, ведь сказки наши надёжные помощники и друзья. Через них  закладывается и воспитывается  здоровый характер наших детей. А чистое детское сознание легко впитывает сакральную мудрость сказок, с радостью и добротой накапливает знания о важных ценностях семьи и готово следовать тонкой житейской мудрости героев. Стоит лишь только эту мудрость детям открыть и передать!  

Знание жизненных законов, которые звучат в сказках,  укрепляют позицию взрослого, который накапливает знания и передает эти здоровые ценности детям, учит с открытым сердцем. Помогает роль родителя-учителя. Когда роли родителя и учителя, т.е родителя и взрослого  в балансе, тогда они помогают открыть родительское сердце, в котором живет маленький  ребенок. Постигающий жизнь чутким сердцем, помогающий через эмоции и чувства рассказывать сказку, настраиваться на наших детей,  передавать мудрость от сердца к сердцу!


Источник: http://cka3ka-na-urale.ru/tvorcheskaya-kladovaya/masterskaya-skazkoterapevta/master-klass-%C2%ABrol-skazki-v-zhizni-rebenka.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Мастер -класс по экологии "Роль сказки в экологическом воспитании." Аисты и сосна вышивка

Мастер класс роль сказки Мастер класс роль сказки Мастер класс роль сказки Мастер класс роль сказки Мастер класс роль сказки Мастер класс роль сказки Мастер класс роль сказки Мастер класс роль сказки

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ