Т. Веселова, воспитатель МБДОУ № 5 д/с «Теремок»

  1. Актуальность: затруднения воспитателей в составлении календарного плана образовательной работы с детьми, недостаток информации о видах планирования. В связи с этим была подготовлена консультация на тему «Планирование образовательной работы в ДОУ»
  2. Цель: повышение уровня профессиональных знаний  участников круглого стола по проблеме планирования.

Задачи:

- показать значение планирования в детском саду

- оказать теоретическую помощь в планировании воспитателям младших и средних групп виды мастер класс в доу

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, примерные циклограммы планирования по младшему и среднему возрасту.

 

  1. Теоретический этап.
    1. Консультация на тему «Планирование образовательной работы в ДОУ»

Деятельность дошкольного образовательного учреждения всегда выполняется по четко определенному, заранее подготовленному плану. Основным является годовой план работы детского сада. В нем указываются ведущие направления дошкольного учреждения сообразно общим задачам воспитания и образования детей.

От воспитателей требуется составление календарного плана образовательной работы,  который вызывает больше всего затруднений, особенно у молодых специалистов. В плане отражаются конкретные задачи образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени. Предусматривается характер связи и взаимодействия различных средств, форм и методов обучения и воспитания, сочетания деятельности детей, организуемой воспитателем, с их самостоятельной деятельностью, индивидуальной и коллективной.

Основная цель планирования – обеспечение выполнения Программы воспитания и обучения в детском саду. Календарный план составляется на 5-10 дней (в зависимости от решения педагогического совета).

К планированию образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования:

1)    В плане должно быть отражено единство цели, задач, содержания, методов и организационных форм образовательного процесса.

2)    В плане должно быть предусмотрено сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников.

3)     Должно быть соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей

4)    Нужно учитывать реальность выполнения плана, систематичность и последовательность.

5)    Согласованность календарного плана с годовым планом работы ДОУ.

Помимо педагогических существуют определенные требования к оформлению плана:

1)    Он должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком. Формы работы по решению годовых задач выделяются каким-либо значком.

2)    На первой странице размещаются: заглавие, номер группы, фамилии, имена и отчества воспитателей группы, даты начала и окончания выполнения плана, название учреждения, индекс согласно номенклатуры дел.

3)    На второй странице указываются годовые задачи ДОУ.

4)    Третью страницу занимает список детей данной группы с указанием даты их рождения, под списком указывается, сколько мальчиков и девочек в группе.

5)    На четвертой странице располагается расписание учебных занятий с указанием времени проведения.

Все утренние мероприятия проводятся с целью создания у детей положительного эмоционального настроя на весь день и побуждения их к активному участию в жизни группы. В этот период целесообразно планировать следующие виды деятельности:

1)    Наблюдение или рассматривание картинок, альбомов (с одним ребенком, подгруппой, со всеми детьми наблюдения за явлениями природы и социальной действительности); беседы (об окружающем мире, о любимых игрушках, семье, Родине и т.д.); игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, строительные, малой подвижности и т.д.).

2)    Труд (хозяйственно-бытовой, поручение по столовой, в уголке природы и т.д.).

3)    Индивидуальная работы (воспитание культурно-гигиенических навыков, звуковая культура речи, закрепления имеющихся знаний, умений и навыков; работа с часто болеющими и одаренными детьми, коррекция поведения агрессивных, застенчивых, жадных детей и т.д.)

4)    Самостоятельная деятельность детей (внесение игрушек, строительного, трудового инвентаря)

5)    Работы с родителями (беседы о самочувствии ребенка, о его успехах, о делах группы, деятельности детского сада).

В плане указываются:

1)    Название вида деятельности.

2)    Формы организации (с кем проводится: со всей группой или индивидуально, при этом указываются имена детей).

3)    Цель работы.

4)    Оборудование.

5)    Вопросы к беседе.

Ведущая форма обучения дошкольников – занятие. В плане должна быть учтена их сложность. Занятия, требующие повышенной познавательной активности детей и умственного напряжения, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными, ритмикой и т.п. (СанПин п. 2.12.9).

В плане указываются следующие сведения:

1)    Тема занятия.

2)    Программное содержание.

3)    Методические приемы.

4)    Индивидуальная работа.

5)    Материал и оборудование.

6)    Вопросы к детям.

7)    Краткий ход занятия с последовательным указанием частей занятия.

Занятия со специалистами помимо этой общей информации требуют некоторых дополнений. Так, в плане должны быть указаны основные виды движений на физкультурном занятии и репертуар музыкального занятия.

В календарном плане обязательно фиксируется и подробно освещается проведение прогулки. Необходимо помнить, что прогулка состоит из нескольких частей:

1)    Наблюдение за живыми и неживыми объектами (птицами, насекомыми, снегом, солнцем и т.д.) и окружающей действительностью (трудом взрослых, транспортом и т.д.). В плане определяется тема и цель этого вида деятельности, а также указывается с кем эти мероприятия проводятся.

2)    Трудовая деятельность. Виды и формы трудовой деятельности на прогулке: поручение (индивидуальные и групповые), коллективный труд, хозяйственно-трудовой (на веранде, на участке), труд на цветнике, газонах, в огороде, ручной труд (летний период).

3)    Подвижная игра – обязательный компонент прогулки. Ее выбор зависит от времени года, погоды, предшествующего занятия, времени проведения прогулки (вечером или утром). При планировании указывается название и цель.

4)    Индивидуальная работа. Она направлена на совершенствование физических и нравственных качеств каждого ребенка, развитие у него психических процессов. В плане указывается вид деятельности, ее цель и конкретный воспитанник, с которым индивидуально работает воспитатель.

5)    Самостоятельная деятельность детей. Для данной деятельности должны быть подготовлены соответствующие предметы: атрибуты к играм, орудия труда, спортивный инвентарь, материал для изобразительной деятельности. В плане отражается название вида деятельности, ее цель и форма организации, используемое оборудование.

Планируются целевые прогулки (к общественным объектам), экскурсии (природоведческие: на луг, водоем, в парк, сквер или к сельскохозяйственным объектам). За пределы детского сада планируются экскурсии, начиная со среднего дошкольного возраста.

Построение прогулки зависит:

1)    От предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразно в начале прогулки провести наблюдение, после занятия по РЭМП и развитию речи – подвижную игру). Подвижную игру повышенной активности необходимо проводить в конце прогулки.

2)    От времени года (например, в холодный период года предусматривается проведение игр с большей подвижностью, в теплый период проводятся игры малой подвижности или дидактические).

3)    От индивидуальных и возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры).

4)    От познавательных интересов детей.

Деятельность в вечернее время также необходимо планировать подробно указываются цели проводимых мероприятий:

1)    Закрепление программного материала, запланированного в течение дня.

2)    Воспитание морально-волевых качеств через игровую деятельность.

3)    Формирование дружеских взаимоотношений между детьми.

4)    Создание благоприятного климата в группе, условий для активного отдыха.

5)    Организация подготовки детей к предстоящим занятиям.

Обязательны указания вида деятельности, формы ее организации и персональное перечисление тех, с кем она проводится. Используются следующие формы работы с детьми:

1)    Фронтальные (коллективный труд, развлечение, игры-забавы, подвижные игры, игры-драматизации);

2)    С подгруппой (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность)

3)    Индивидуальные (заучивание стихотворений, песен, трудовые поручения).

Виды деятельности могут быть такими: игры, трудовая деятельность, развлечения, прогулка, предварительная работа перед занятием, работа с родителями, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми.

Таковы общие рекомендации по составлению календарного плана воспитательно-образовательной работы. Единственное, что можно было бы посоветовать молодым воспитателям – не бояться ничего нового. Планировать не только традиционные формы работы, но и вводить новые, использовать результаты новейших исследований, передовой педагогический опыт, а также материалы современной литературы и периодических изданий.

IV. Практический этап

- анализ календарного планирования воспитателей;

- выявление проблем и их решение.

V.  Подведение итогов круглого стола, рефлексия.

Литература:

Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» № 10, 2009).


Источник: http://kabmetodist.ru/meropriatie/doshkolnoe-obrazovanie/planirovanie_raboty_vospitateli/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Значение здоровьесберегающих технологий в дошкольном Ирландское кружево как сшить

Виды мастер класс в доу Виды мастер класс в доу Виды мастер класс в доу Виды мастер класс в доу Виды мастер класс в доу Виды мастер класс в доу